Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Быть верным выбору князя Владимира

Версия для печати
7 августа 2015 г. 13:00

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 1 августа 2015 года.

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, сердечно вас приветствую. Завершились кульминационные, основные торжества, посвященные 1000-летию со дня вхождения в блаженную вечность святого равноапостольного великого князя Владимира. Торжества стали народными, они прошли во многих местах, в целом ряде городов были освящены и открыты памятники святому князю, во всех храмах русской Церкви состоялись торжественные богослужения, во многих городах прошли многотысячные крестные ходы. В Киеве крестным ходом были пронесены чудотворные иконы, которые пришли из разных областей Украины, иконы, перед которыми молятся каждодневно многие верующие люди из Украины и других стран. В столице эти иконы собрались вместе, и более ста тысяч людей поклонились им в Киево-Печерской лавре.

В Москве празднования были смысловыми и одновременно народными. В первый день празднования прошел фестиваль «Русское поле» в Царицыно, в месте, где любят отдыхать москвичи, где есть исторический императорский дворец. И вот в этом месте были представлены самые разные музыкальные исполнители — это были хоры, фольклорные коллективы, исполнители классической музыки, исполнители эстрадные и рок-группы, которые поют о христианских смыслах. Люди пришли во множестве на это «Русское поле». Они присутствовали перед сценой, ходили по разным площадкам — как минимум многие десятки тысяч людей. Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к этим людям — а среди них были и пожилые люди, и очень молодые, и семьи с детьми, и молодые офицеры, которые праздновали День военно-морского флота, — сказал: «Когда наставали тяжелые времена, когда нашествия с востока сменялись нашествиями с запада, и вплоть до XX века с его страшными войнами — духовная сила, которая через Крещение была укоренена в жизни нашего народа, помогала нам отстаивать свою независимость, свою свободу. И сегодня, если мы будем держаться этой веры, этой системы ценностей, мы будем сильны и непобедимы».

Святейший Патриарх, находясь в Москве, сказал и о том, как важна сегодня связь тех братских народов, которые вышли из Киевской купели. Вот что было сказано Его Святейшеством: «Я бы хотел обратить сегодня с этого места свои слова к нашим братьям на Украине, в Беларуси. Мы все наследники святого князя Владимира. Мы все воспитаны одной верой. Мы не можем быть врагами. Мы, в конце концов, исторически один народ. И если кто-то разрушает единство нашего народа, то нужно подумать, откуда же эти веяния идут, потому что из глубины народной жизни это происходить не может».

Крещение князя Владимира и части его дружины состоялось в Херсонесе, там, где сегодня располагается город Севастополь. Крещение Руси, крещение народа, совершенное по воле святого князя, произошло в Киеве, и дальше христианство распространялось по многим землям тогдашней Руси — и в Новгород, и во Владимир, а потом в те города, которые возникли вновь — в Москву, Санкт-Петербург, — и в земли, которые русское государство присоединяло к себе в течение долгой истории. Проповедники Слова Божия, связанные своими корнями со Святой Русью, дошли до края земли. Символично, что на «Русском поле» во время празднования был освящен обыденный храм, построенный за сутки, который создан по образцу православного храма, находящегося в Антарктиде и который потом был передан в древний Херсонес. Вот такая потрясающая история у Крещения Руси, у проповеди Евангелия среди разных народов, у утверждения христианства в разных местах молитвами и трудами людей, которые относятся к разным братским народам святой Руси — от Херсонеса в Киев, из Киева в Новгород и Владимир, оттуда в Москву и в иные города большой Руси — и в Минск, и в Кишинев, и в города, которые сегодня располагаются далеко к Востоку от земель древней Руси, а потом на разные континенты, в том числе в Антарктиду. От Херсонеса до Антарктиды, через Киев и Москву, Минск и Кишинев — вот так был проложен исторический путь Руси, верной Христу, Руси Святой, Руси, присутствующей среди многих стран и народов, относящихся исторически к ней или не относящихся.

И в центре этого пути — фигура князя Владимира, который стал святым и одновременно оставался государственным деятелем. Это был правитель, живший по Слову Божию. Это был человек, который соединил святость с государственной волей и с государственным деланием. Это был человек, который соединил апостольство с созиданием общественной и государственной жизни своего народа.

Говоря проповедь 29 июля, в день памяти святого князя Владимира, Святейший Патриарх в Храме Христа Спасителя сказал: «Преображение личности грозного князя заметили все. Он в корне изменил свою личную жизнь, у него изменилось отношение к окружающим, к народу, он стал милостивым, хотя и строгим правителем. Вокруг него стали объединяться люди, и народ, носитель подлинной мудрости, все это подметил и назвал князя Красным Солнышком».

Святой князь не ушел от государственных дел, он не стал пацифистом, не счел, что государственные дела, государственная воля, забота о народной жизни не важны. Историки говорят, что уже после принятия христианства он принял решение, защищая свой народ, силой остановить белых хорватов, которые угрожали Руси. Он также был готов в последние месяцы своей жизни усмирить своего сына Ярослава, который отказался быть лояльным централизованному государству и платить дань в Киев. Князь Владимир заботился о своем народе и понимал, что у него есть недруги, ответ на действия которых должен быть достаточно решительным. Но это не нарушало его внутренней святости, которая соединила в себе веру и действие.

Президент России Владимир Путин, тезоименитый князю Владимиру, сказал на приеме в честь празднования 1000-летия 28 июля следующие слова: «Князю Владимиру суждено было стать государем великим. Его выбор был прозорливым и предельно ответственным, и послужил истоком становления России как уникальной страны-цивилизации. Прекратив междоусобицы, сокрушив внешних противников, князь Владимир положил начало формированию единой русской нации, фактически проложил дорогу к строительству сильного, централизованного Российского государства».

Такое государственное служение никак не расходится с православным, с истинно христианским понятием о святости, и об этом говорит вся история нашей Церкви. Сегодня многие пытаются сказать, что фигура князя Владимира является якобы разделяющей, а кто-то считает, что крещение — это ошибка, а кто-то будет утверждать, что выбор князя Владимира, его память, его имя — это нечто относящееся только ко внутренней церковной жизни. Тем не менее, мы видим, как люди, в том числе большое количество людей, пришедших на празднование в разных местах, чувствуют связь между общественным идеалом и православной верой, связь, которая в лице, в образе, в житии святого князя Владимира очень ясно выражается.

И для современных людей, живущих на Украине, в России, в Беларуси, в Молдове, для многочисленной диаспоры Святой Руси эта связь, этот идеал, это понимание единства веры и действия, христианских идеалов и общественного устроения — это нечто очень глубоко содержащееся в наших мыслях, в наших чувствах, в нашем образе жизни. Это глубинное содержание народного характера нужно сегодня выявить, дабы в будущем нам не уклониться от того пути, который проложил князь Владимир, от пути, на котором мы всегда будем счастливы, на которым мы всегда смогли осуществить свою миссию, раскрыться, проявиться в истории.

Уклонение от этого пути, как мы знаем, приносило народу Святой Руси, народам исторической Руси большие несчастья. Святейший Патриарх сказал о будущем следующими словами, говоря проповедь в Храме Христа Спасителя в день святого князя Владимира: «Отсутствие способности отличать добро от зла — это и есть видимый знак утраты идеала. Кто же тогда возвращается к жизни? Идолы! Ведь в духовной сфере не может быть вакуума, людям нужно кому-то поклоняться, вот и создает современное человечество идолов куда страшнее киевского Перуна. Старые идолы появляются в новом обличии, обладая колоссальной притягательностью. Вот и 1000 лет спустя перед нашим народом снова встает мировоззренческий выбор. И что мы изберем? Небо на земле, как говорили о богослужении в константинопольском храме Святой Софии послы князя Владимира? Или почитание Перуна? С кем мы как народ, как страна, как наследники Святой Руси?».

Ответ на этот вопрос должен сегодня быть в центре общественных дискуссий. Это ответ на вопрос о том, есть ли у нас будущее и каким оно будет: порабощенным, подчиненным, лишенным самостоятельной роли в истории, лишенным высшего духовного измерения и значит, обрекающим людей на тягостный эгоизм и на медленное безрадостное умирание? Нет, у нас есть будущее, если мы сохраним верность тому выбору, который был сделан тысячу лет назад, и к которому потом присоединились многие народы и многие поколения граждан Святой Руси.

Патриархия.ru